огромное
спасибо за помощь Марине
Андрей
Панов
"CВИН"
кто
сказал, что я тебя люблю?
Как
появилась группа АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ
Андрей Панов - "Свинья" - родился в 1960 году
в семье известного танцора Кировского театра Валерия Панова.
Свою первую группу он собрал в 1979 году, и весной следующего
года "АУ" дали первый концерт в кафе "Бриг",
после чего с успехом выступили в Москве и далее в Прибалтике.
После этого об "АУ" пару лет ничего не было слышно.
В конце 1982
года "АУ" объявляются снова, выступают в Москве,
а 1 мая 1983 года дают концерт в центре подмосковных Люберец.
"АУ" никогда не имели особенно устойчивого состава,
и в разное время с Андреем "Свиновичем" Пановым
выступали : Алекс "Бешеный" Строгачев("Народное
ополчение"), Игорь "Панкер" Гудков("Абзац",
"Секрет"), Борис "Скромный" Вильчик("НЧ/ВЧ"
и "Фронт"), Игорь "Пиня" Покровский,
Алексей "Рыба" Рыбин("Гарин и гиперболоиды",
раннее "Кино") , Сергей Летов("ДДT",
"Центр", "ДК", "Веселые картинки"),
Александр "Рикошет" Аксенов и др.
В конце 1983
года, ангажировав гитариста "Народного ополчения"
Дмитрия "Ослика" Шишляка, "АУ" дали
последний в серии московских концерт и на время распались.
Долгое время
группа находилась в подполье и выступала сравнительно редко
- среди очень ограниченного круга почитателей. При этом
"АУ" часто подвергались нападкам прессы, которую
особенно шокировало название группы.
Ослабление идеологического
давления на советский рок в 1986 году позволило "АУ"
выйти из подполья. Группа с большим успехом выступила на
фестивале "Рок-88" и с неизбежным скандалом на
V фестивале Ленинградского рок-клуба.
В мае 1988 года
Свин ("АУ" тогда временно не выступали) был приглашен
Михаилом Дубовым, экс-басистом "Нате!", в качестве
вокалиста и основного автора песен в группу "600".
Группа сыграла в двух турах VI Ленинградского рок-фестиваля
и совершила несколько гастрольных поездок в разные города.
Летом "600" - уже в другом составе - участвует
в "десанте" Ленинградского рок-клуба в Калинине.
Осенью группа (к которой добавился экс-гитарист "Соседей"
Андрей Шелковников) записала альбом на студии "MC",
не слишком успешно отыграла концерт на фестивале "СыРок-88",
после чего незаметно распалась. Дубов, Панов и Шелковников
организовали новый состав "ДПШ", который исчез,
не выступив ни разу.
В начале 1989
г. происходит очередная реорганизация "АУ", и
группа возвращается к концертным выступлениям. В 90-х группа
успешно их продолжает. В 1995 г. записывается несколько
альбомов, а также "АУ" выступают на теперь уже
питерских рок-фестивалях '96 и '97. В 1998 году записывается
последний альбом "Праздник непослушания ...".
А 20 августа того же года Андрей Панов ...
В полдень 20-го
августа, после оказавшейся безуспешной операции по поводу
перитонита, на больничной койке умер АНДРЕЙ ПАНОВ, многим
более известный под своим сценическим именем Свинья - безусловный
и безоговорочный Панк Номер Один, одаренный актер, певец
и автор песен, основатель, движитель и единственный неизменный
элемент легендарно-скандальных "Автоматических Удовлетворителей".
Дмитрий Журавлев
- ведущий музыкальной питерской телепрограммы "Лестница
в небо".
Дмитрий Журавлев:
- Свинья умер от перитонита, врачи цинично зарезали его
в больнице. После того, как все узнали об этом, все по традиции
набухались. Весть о его смерти просто не укладывалась в
голове. На следующий день я и многие другие, например, старый
питерский пункер Игорь Пиночет, Леша Рыба, Леша Старых (бывший
директор магазина "Castle Rock") и парни из клуба
"Полигон", собрались и перетерли произошедшее.
Решили сделать концерт памяти Андрюхи.
На его похоронах,
в крематории, меня поразило, насколько разные пришли люди.
Там были молодые панки лет по 15 в нарочито рваных джинсах
и люди в коже, в цепях, которые приехали на джипах, то есть
старые друзья Свина.
Поминки справляли
в "Рок-клубе" на Рубинштейна 13, магазин "Castle
Rock" проставлял все это. На самом деле "Рок-клуб"
сейчас закрыт, потому что там какие-то проблемы с бандитами,
ментами и еще х.. знает с кем. В общем, с кем только могут
быть проблемы - со всеми есть. Но именно на Свиновские поминки
"Рок-клуб" открыли на один день. Там никто не
выступал - только бухали. На поминках, как говорится, был
и стар, и млад. Были пункеры, начиная от 12 лет, которые
напились и там же попадали, были "Невский фронт"
- футбольные фанаты "Зенита", немерянное количество
рок-н-рольщиков. В общем, все, кто знал Андрея, кто хотел
прийти, все пришли.
6 сентября был
организован концерт памяти Свина в клубе "Полигон".
Вырученные от концерта деньги передали Ольге - жене Свина.
У них ведь за два месяца до его смерти родилась дочь, вот
такое попадалово. Ведь и Ольга, и Лия, мама Андрея, живут
очень бедно. К концерту в срочном порядке выпустили брошюрку
со стихами Свина, деньги с продажи которой поступают Ольге.
В концерте участвовали
московские группы "Пурген" и "Тараканы",
и питерские "Король и шут", "Фронт",
"R'N'R city". Причем "Король и шут"
отменили другие свои концерты. Раньше Горшок мечтал выступить
в одном концерте со Свином, что в дальнейшем и произошло.
Группа "Фронт" - это в прошлом трэшевая команда,
сейчас играют неплохой Indastrial. В свое время Боря - лидер
"Фронта" играл со Свином в группе "600".
Это был такой локальный проект. А "R'N'R city"
- это металлическая группа, они помогали Свину записывать
его последний альбом.
Альбом вышел
буквально в день его смерти, в отделении Выход (Сергей Коврига).
На мой взгляд - это лучший альбом Свина. Хотя репетировали
музыканты всего дней пять, уровень записи превзошел все
ожидания.
Также из питерцев
в концерте участвовала старейшая панковская группа "Бригадный
подряд". Еще играл Леша "Рыба" со своей группой
"Альберт", он еще с цоевских времен дружил с Андреем.
Олег Гаркуша читал свои стихи, он тоже был давним другом
Свина.
В общем, группы
просто выступили, отдав долг памяти, долг чести.
Если кого-то
забыл упомянуть - простите.
Рассказывает
"Рубан" из группы "Тушка" (ранее играл
в "4 тараканах", после конфликта с группой цифру
из названия оставил за собой).
Рубан: - Я хочу
сказать, что с человеком, который умер, вряд ли кто-то сравнится
из теперешних панк-звезд.
Я встречался
со Свином, когда еще был в группе "4 таракана",
мы играли вместе с "А.У.". Он был очень хороший,
очень добрый человек. Вместе с Олей Троянской мы приехали
тогда к нему домой, где устроили репетицию. Я видел, что
он довольно бедно жил, я видел эту конуру, в которой он
жил.
В то время мы
разогревали "А.У.". Концерт был в клубе "Там-Там".
После нас вышли "А.У." и играли без Свиньи, а
зал пел его песни.
Свин, конечно,
культовый человек, и он жил именно за счет своей культовости.
Материалы подготовил
спец. кор. ЗЕБРА
(использованы
цитаты из разных газет).
"Помоечка",
№3
ПАМЯТИ СВИHЬИ
Первый панк СССР
умер от перитонита
Общеизвестно,
что Свин был человеком бесшабашным и добрым. Общеизвестно,
что большую часть жизни он пил "как сапожник".
Общеизвестно, что был чужд снобизму и любил приезжать в
Москву.
Последний раз
я видел его 3 мая 98-го у Ланы Ельчаниновой, в клубе имени
Джерри Рубина, на 3-м фестивале "Фашистов и буржуев
на ...!" Свин был, как всегда, пьян и, как всег да,
великолепен. Первого панка СССР нисколько не ломало петь
в маленьком подвале перед 40 или 50 пацанами и девчонками,
многие из которых даже не знали, кто он такой. Ирокеза,
сколько я знаю, Андрей Панов никогда не носил, но более
панковского человека представить себе трудно.
Записи Свина
и его группы "Автоматические Удовлетворители"
(ленинградское качество since 1979), не очень распространенные
в природе, обычно шокируют тех, кто начинал свое з накомство
с панк-роком с макларэновских гомункулюсов Sex Pistols и
полугопнического самосада Exploited. Свин, окруженный советской
действительностью, имел счастье не слышать в далеких 70-х
записей "патентованного" панка и, создав первую
в СССР панк-групп у, пошел своим путем. Его музыку трудно
отнести к какому-то определенному панк-стилю. Зато он пел
песни с прямой критикой властей и существующих общественно-психологических
реалий. И фирменный панковскй саунд достигался просто очень
х$#вой аппаратурой - а кто же пустит в хороший зал человека,
который зрителям пипиську показывает?
Он любил иронизировать
над собой и издеваться над всей, такой героической в собственных
глазах, рок-сценой, заявляя, что он поет диско и как-то
даже записав несколько своих хитов, натурально, в диско-обработке.
Слушаешь - вроде ВИА, а вроде и... Словом, Свин умел удивлять.
Родившись в России
с умом и талантом, он всю жизнь бежал от своей предопределенной
интеллигентской утонченности (мама-балерина, детство за
кулисами). Он ел кал и пил мочу, когда в ранние 80-е на
его концерты приходила рафинированная "подпольная богема".
Барышням приходилось восхищаться - ведь Свин был явно против
Системы.
Остался он против
Системы и в новые времена. В эпоху победившей коммерции
записывать его могли только подвижники, вроде Ланы Ельчаниновой
и Олега Ковриги, который осенью 98-го и выпустил самый свежий
альбом АУ, оказавшийся последним. Кассета называется "Праздник
непослушания, или Последний день Помпеи". Песни новые
и классические, всего числом 14. В кои-то веки в настоящей
панковской обработке. Тем, кто рос на пистолз-эксплойтед,
должно понравиться. И это хорошо. У каждого пусть будут
свои Автоматические Удовлетворители.
Чувствуя разрушение
этого мира, неизбежный крах современной цивилизации, всю
жизнь являясь "певцом упадка", Свин не дожил совсем
чуть-чуть до первых вздохов Везувия. Его сг убила боль в
животе. Обычная причина для обычного человека.
Влад Тупикин
жуpнал "Утопия",
№2, зима 1998-1999.
Андрей
Панов о Витьке
...У меня был сосед выше этажом. Сейчас уже переехал. С
детства в одном доме жили. Однажды он сказал, что у него
одноклассник или друг учится в Серовке. И у них группа хорошая,
три человека - ПАЛАТА # 6. Тоже как бы въехали в панк-рок
и все такое... Все очень здорово - типа дурака валяют. Я,
говорит, к тебе их приведу.
А я как раз в
это время свалил из театрального, ни черта не делал. Сидел
дома, играл на гитаре, группу подыскивал. Сам до этого полгода
как за гитару взялся. Аппаратуру купил, меломанство забросил.
А все началось
с Монозуба. Он мне рассказал, что такое советский рок. Позже
он стал Панкер, а в наших кругах это был Монозуб. Он мне
позвонил и сказал, что у нас есть тоже советские группы,
подпольный рок, поют на русском. Рассказал про них. А с
Монозубом я познакомился, когда Юфа его привел устраиваться
на работу. Я тогда был работником торговли по радио и телеаппаратуре,
поскольку меломан. Монозуб тоже хотел попасть. Ну, как-то
завелось знакомство, и один раз ночью по телефону он говорит,
что есть такие группы, такие хорошие штуки пишут... "Ты
ведь стихи пишешь?" - спрашивает. Я тогда тоже писал
что-то. Думал, что это стихи. "Я играть умеешь?"
- "Нет", - говорю. - "Ты, - говорит, -учись".
- "Как же, - говорю, - такие крутые там..." -
"Ерунда! Это очень просто - группу сделать! Соберем
ребят и начнем!"
А я как раз поступал
в институт, и тут на мои плечи падают полторы тысячи деревянными
- от папы. Мой папа свалил из страны законным путем в семьдесят
третьем. И по их правилам, если ребенок учится, бухгалтерия
оплачивает обучение. Финансирует его образование, значит.
Конечно, я сразу купил всякого - барабаны там, три-четыре
гитары... Все на это ухнул, короче. Взялся сразу за гитару
и настолько заразился, что поехал и поехал. Каждый день
с утра до ночи. Сейчас фиг так сделаю. Но я отвлекся вроде...
Короче, они пришли
- Максим Пашков, Цой и барабанщик. Не помню, как его звали.
Хороший барабанщик, кстати. Оригинал. Жаль, что не пошел
по этой стезе впоследствии. Ну, Максим - очень активный
человек, больше всех разговаривал. Потом поступил в театральный.
А Цой придет и сидит в углу.
Сколько-то времени
мы прожили одной семьей, потому что все были бездельники.
Цоя и других из Серовки выгнали именно по той причине, что
они там стали ходить в булавках, а Серовка всегда была рассадником
пацифизма. Анашой воняло на всех этажах. Не знаю, как сейчас.
Ну, учителя и педагоги поняли, что это такое, - кто-то подстригся,
кто-то булавку нацепил. За то и выгнали. И песни не те пели.
В Серовке две группы было - одна ГОЛУБЫЕ МОНСТРЫ, а другая
- ПАЛАТА # 6. Максим сам в Серовке не учился, а приходил
туда играть.
Как-то так получилось,
что мы с Цоем стали главные бездельники. И жили рядом, у
парка Победы. Там, где сейчас его родители живут. Пока Максим
не поступил в институт, мы встречались каждый день. Тем
более, что у меня дома стояла аппаратура. Я тогда еще занимался
пластинками, постоянно были деньги с этого. Выпивка была
дешевая. Вите родители всегда давали рубль в день. Сначала
мы спрашивали, когда скидывались, - у кого сколько, а потом
перестали спрашивать. "Давай твой рубль!" - говорим.
Все знали, что у него рубль.
Собирались у
меня, значит. Пили, гуляли, дурака валяли. У меня тогда
стояло, наверное, полкиловатта. В основном, играли они,
а не я. Ну, соседи бегают... А что толку бегать? Барабанные
установки разные. Тогда еще Юфа ко мне приходил, хотя он
Не", отношения к ним не имеет. Пели песни Максима,
Цои в некоторых вещах был аранжировщиком. Про это Максим
лучше может рассказать. Цои был басистом, ничего не писал
тогда. Поскольку Максим относился к нему несколько иронически,
что ли, Цои был всегда очень зажатый. Комплексанутый, даже
так скажу. Когда же мы остались с ним два бездельника, я
чуть ли не каждый день стал приезжать к нему по утрам. У
него любимое занятие было - снимать с пленки. Или читать.
С ушами все в порядке, снимает, как рентген. ДЖЕННИФЕР РАШ
снял, что удивительно! Там маразматические аккорды, очень
сложно... Сидит с гитарой, а ноги всегда выше головы. Балетная
привычка. У меня родители балетные, я знаю.
Когда у меня
еще забор был - он придет, сядет и ноги на забор. Вытянуты
прямо, и лучше, чтобы выше головы.
Значит, приезжал
я, и мы завтракали. Мне очень нравилась кухня его папы.
Там один день готовила мама, а другой день готовил папа.
И оставляли завтрак на столе. Мне всегда очень нравилось,
когда вообще есть завтрак! Папа готовил с какими-то заморочками
непонятными. Корейскими, наверное.
Вообще, семья
у Цоя - это очень классно! Его семья до сих пор является
для меня загадкой. Отец по-русски довольно плохо говорит,
а у матери волосы золотые и вот такая коса! Настолько разные
люди, непонятно вообще, как они вместе живут.
Каждую субботу
и воскресенье отец собирался с друзьями в большой комнате,
мать им все носила. Шикарно накрывался стол, море водки,
политические беседы... А Цои жил в проходной комнате, вот
они через нас и ходили. Одни мужчины собирались, вообще
без женщин, солидол такой -пьют-гуляют, отдыхают. Цои немножко
посмеивался над своим папой, хотя сам признавал, что первые
аккорды на гитаре ему показал отец.
Был такой хороший
случай. Родители уехали на юг, оставили Цою девяносто рублей
из расчета треха в день. А у Цоя была мечта, как и у всех,
- двенадцатиструнная гитара. Он побежал и тут же ее купил.
87 рублей она стоила. А на сдачу, поскольку голодный, у
парка Победы купил беляшей по шестнадцать копеек. И, значит,
натощак их навернул. Он очень долго потом это вспоминал.
Говорит, лежал зеленый, один в квартире, блевал, умирал.
До туалета было не дойти. Лежал несколько дней. С тех пор
беляшей не ел.
А еще у него
были бабушка и тетя. Я их видел разок. Бабушка и тетя работали
в столовой. Обе они по матушкиной линии. Они жили в дальней
комнате. Пили они только портвейн, водку не пили. Цои рассказывал,
что они на Новый год купили 15 бутылок портвейна и выпили.
Один раз я сам заглянул к ним в комнату, а там портвейном
весь пол уставлен - и сидят бабушка и тетя. Во люди! Я опять
отвлекся. Значит, Цои сидел у себя, аранжировал максимовские
песни. Максима тяжело аранжировать, потому что он сам себя
аранжирует. В аранжировке - это вообще бог! И в музыкальном
плане, наверное, это самый лучший музыкант, которого я в
жизни встречал. У меня тогда только намечался первый состав,
а сам я в семьдесят девятом первый раз взял гитару в руки.
И через полгода уже гастролировал. Конечно, я у Цоя много
спрашивал - типа аккорды, не аккорды... Как это сделать,
как взять... У Максима с Витей группа была в техническом
плане очень сильная. У нас сейчас таких нет. Ни в рок-клубе,
нигде. Потому что люди занимались музыкой, а не то что там
- в рок играли. Когда записывались у меня, мы играли вместе.
Иногда на выступлениях вместе играли, как в Москве, у Троицкого,
я потом расскажу.
У Цоя, кстати,
были хорошие склонности к пародированию. Он неплохо пародировал
советских исполнителей -жесты, манеры... Особенно он любил
Боярского. И Брюса Ли, но это уже потом. А с Боярским было
заметно очень. Он ходил в театры, знал весь его репертуар,
все его песни. Ему очень нравилась его прическа, его черный
бонлон, его стиль. Цои говорил: "Это мой цвет, это
мой стиль". И действительно, знал и исполнял репертуар
Боярского очень неплохо. Впрочем, у такого человека нетрудно
спеть все, что угодно, так что ничего удивительного.
Очевидно, что
человек, который жутко много читал и жутко много снимал,
должен был и сам начать писать.
Но у него комплекс
был, я говорил. И вот однажды, когда мы толпой писались
у меня, мы на него насели. С Антоном, с Ослом. Он сейчас
уехал... Что тебе, мол, стоит стихи написать, музыку сочинить...
Цой все кривлялся, а мы выпили и наседали, наседали... Мы
тогда любили сухое вино в духовке разогревать. Покупали
много сухого и разогревали в духовке. Зачем - не помню.
Якобы градусы добавляются. Причем половина бутылок лопалась,
потому что за базаром забывали, что оно там в духовке греется...
Значит, насели
на него и выдавили что-то. Он вышел в коридор и с натуги
чего-то написал, помню даже была там фраза о металлоконструкциях.
Наша была накачка, панковская. Типа - все панки, все против...
Мы посмотрели - действительно неплохо написал. В первый
раз. А потом прорвало. Очевидно, если человек с малого возраста
читает, аранжирует, - должно было прорваться. Достоевского
всего прочитал, классику... Я в то время уже был не чтец,
завязал с этим лет в семнадцать или восемнадцать. Сейчас
лишь постепенно становлюсь чтецом, но читаю почему-то техническую
литературу. Художественную неинтересно.
А Витя больше
читал классику, точно могу сказать. После того случая его
прорвало, как-то раз приходит, играет новую -она есть в
первом альбоме: "Мои друзья всегда идут по жизни маршем...".
Это его, если не вторая, то третья песня вообще. А ее довольно
тяжело сделать, настолько все музыкально накручено. Помню,
он говорил: мне, мол, нравится, что мы все у тебя встаем
и с похмелья идем к пивному ларьку, даже зубы не чистивши.
Не знаю, в чем здесь романтика, но очень многие так говорят.
Потом еще песню сочинил, потом еще. Хорошие вещи. Они нигде
не записаны. Мне нравилось, я ему подыгрывал. Потом Цой
просто стал репетировать с моим ВИА. Мы записали пластинку
по наколке Майка. Называется "Дураки и гастроли".
Она у Троицкого есть. То есть не пластинка, а альбом группы
АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ. Там и Майк играл, и Витя
играл, почему-то Майк это отрицает. Там и Рыба играл. Перечислил
всех. Песни все были мои, только одна была - Майка. И одна
- Рыбы...
И также с великой
наколки Майка поехали мы в Москву. К Троицкому. Майк до
этого уже был там с Гребенщиковым и еще с кем-то. Якобы
как панк. И мы зимой семьдесят девятого, по-моему, поехали
туда большой толпой давать концерты. Там Витя еще спел свою
не очень удачную вещь "Вася любит диско, диско и сосиски".
Ну тогда все очень сильно были против диско. Хорошая музыка,
как мне сейчас кажется. А мы там проканали с переделанной
вещью Макаревича "...И первыми отправились ко дну".
Ну а Москва - город маленький, сразу все узнали, схватились
за это: новые люди, новая музыка! И мы дали еще концерт
в чьей-то квартире, а потом в каком-то маленьком клубе.
В общем, когда вернулись, оказалось, что и до Питера разговоры
дошли.
А потом нас пригласили
в ресторан "Бриг" на тридцатилетие Тропилло. АУ
все пришло, и с нами, естественно, Витя, поскольку мы все
время вместе болтались. И, как сейчас мне кажется, была
тогда у Гребенщикова мысля АУ ну, что ли, пригреть - все-таки
новые люди, молва такая... А поскольку я вел себя там отвратительно,
о чем очень жалею, и на всю катушку дурака валял, то он,
видимо, поостерегся. Мы там поиграли, а потом Витя спел
какие-то свои темы. У него к этому времени накопилось вещей
пять. И Гребенщиков, очевидно, понял - вот кого надо брать.
И правильно, кстати, понял. И с тех пор Витя приходил ко
мне все меньше и меньше, говорил, что все время у БГ находится.
И потом, когда уже у него был первый концерт в рок-клубе,
я к нему даже после не подошел, потому что Вите это уже
было не надо и, я думаю, даже претило его понятию. Я это
без обиды говорю. Просто он прошел этот период - и идиотства,
и информационной накачки. У него уже был другой круг знакомых.
Я сам прекрасно понимал обстановку, что я, в принципе, уже
не нужен, там трамплин гораздо выше. Но это бьшо потом.
А вообще, пока Витя не стал большим человеком, он был, в
общем- то, очень смешной парень.
Тогда мы все
находились под влиянием Юфы. Никакие панки здесь вообще
ни при чем - никакие Роттоны, никакие ПИСТОЛЗЫ. Все это
Юфины телеги. Юфа был и стался главным идеологом, а я -
типа игрушки для битья. Он такой законспирированный, как
Ленин. Всегда появится в последний момент... Вообще, это
очень заразительный человек. Он может своим психозом заразить
кого угодно. Все эти некрореализмы и прочее. Человек из
заграницы не выезжает, ему дали студию на "Ленфильме",
ссуду и все дела. Сейчас снимает полнометражный фильм. Все
эти чепцы, очечки, все эти параллельные кины...
Когда мы начали
идиотничать, еще не было никаких панков. Один раз позвонил
Юфа вечером. Говорит: "Ты знаешь, на Западе появилась
группа каких-то кретинов типа нас. Называется СЕКС ПИСТОЛЗ.
Сейчас передали одну вещь по "Голосу Америки"".
Юфа всегда слушает "голоса". Ну, я говорю: "Как
музыка?" - "Типа СЛЭЙДА, - говорит, -только хуже
раз в пять". Я говорю: "Ладно. Чего там внимание
обращать?" И повесил трубку.
А потом стали
появляться разные плакаты, показали их по телевизору, и
мы сразу завелись. Идиотничаем. То в трусах зимой по улице,
то обвешиваемся разными паяльниками-фигальниками, надеваем
одежду не по размеру... Разные глупости. А как-то показали,
что они еще и булавками обве- шиваются. Нам понравилось.
Мы, типа, тоже меломаны, давай булавки... Я помню: для полного
идиотства кто-то надел галифе, а у меня были такие здоровые
клеши - финские, вельветовые. Я взял их и ушил внизу очень
красиво. Ходил по улицам, и все смеялись. А через три года
смотрю - все в таких ходят, стало модно.
На улицах нас
сначала никто не трогал. По той причине, что про панков
не знали. Ну, идиоты и идиоты. Идиотами и были. И остались,
собственно. А когда начались панки-фиганки, тогда начались
дурацкие гонения. А за что? И так - кретины, и так - кретины.
Какая разница? Слухи по городу ползут очень быстро. Узнали
про нас, приглашать стали. Антон был мастер на эти дела,
у него всегда знакомые приличные были. Многие хотели на
новоиспеченных панков поглядеть. Спрашивают его: "Ты
панк?" - "А? Да". - "Приходи".
- "А я с другом". - "Ну, заходи с другом".
- "И выпить есть?" - "Все есть!".
Звоним в дверь,
а сами все обвешиваемся тут же, красимся... Помада-фигада...
Нам открывают. "Это я с другом пришел". - "Проходите".
- И один за другим входят человек семь. Ну, и начинается
- раздевание там, купание голыми...
Витя всегда был
молчаливый такой. Отпустит шутку и сидит. Он меньше других
красился. Может, только губы, не помню. Куда-нибудь булавки
повесит - и все. На серые джинсы свои. У него были такие
дудки. Он всегда любил дудки. И вот в гостях одна идиотка
спросила: "Угадайте, сколько мне лет?" Ну, естественно,
я сказал, как полагается, - лет тридцать пять. Кто-то сказал
- семьдесят, кто-то - десять. А Витя такой скромный сидит,
молчит. У него манера, кстати, была сидеть на корточках
в углу. Либо в кресле, положив ноги на стол. Чтобы ноги
всегда были сверху.
Она говорит:
"Вот единственный нормальный мальчик. Скажи, сколько
мне лет?" Такая пауза.. Витя сидит.
- Шестьсот.
После чего все
пошли мыться голыми в ванну.
Это у нас было
как пословица. "Шестьсот". Можно вогнать куда
угодно. Чтобы много не говорить, можно сказать "шестьсот".
На любой лад.
У нас была подруга
из Серовки, у нее квартира на Пяти Углах, мама жила в деревне.
Мы у нее часто собирались. Конечно, спали все вповалку,
голыми... Это тогда среди нас было модно: никаких женщин,
никаких комплексов. Женщин называли "жабами".
Между прочим, от Юфы пошли такие выражения, как "жаболюб",
"жабоугодник". То есть женщины просто отрицались
А в той квартире у Пяти Углов, между прочим, было полно
клопов, от которых некуда было деться. И еще там был рояль.
Вот однажды, когда все раскладывались спать, я улегся где-то
на полу. А Витя прикинул и говорит: "Я буду спать на
рояле. Он полированный, скользкий. Клопы станут взбираться
и соскользнут". Улегся он на рояле. Минут через пятнадцать,
когда уже все заснули, вдруг его голос: "Андрей! Меня
куснули!" Очень смешно было: темно, все спят, и вдруг
он таким обиженным тоном...
А женщины нам
тогда почему-то были ни к чему. Поэтому, когда у Цоя потом
появилась восьмиклассница, он просто не знал, что с ней
делать. В недоумении был. Может. говорил, люблю, может,
нет, но гуляю. Ему самому тогда восемнадцать было. Он еще
в театральный поступал, на кукольное отделение. Ему очень
это дело нравилось. Но не поступил и пошел в краснодеревщики,
в ПТУ.
А дальше он начал
круто подниматься, я уже не нужен бьш. Но все равно из всего
советского рока он мой самый любимый музыкант. Я не был
на его концертах, я вообще на концертах бываю только на
своих, потому что нельзя не бывать. Очень хреново отношусь
к року. Неинтересно на дураков-то смотреть. Мне самого себя
хватает. Какой рок, в задницу? Занятие для дебилов. Поукал,
поакал - я музыкант! Спеть "В лесу родилась елочка"
правильно не может. А Цой дрочил команду классно. Одну вещь
не знаю сколько раз: "Стоп, сначала. Стоп, сначала..."
Он не очень здорово мог управлять голосом, а в отношении
слуха там идеально. У него, кстати, правильная была фраза:
"Когда сочиняешь музыку, в голове всегда должен стучать
барабан".
Я еще некоторое
время звонил ему, но... Один раз, правда, он сам позвонил,
когда у него сын родился. Хотел пригласить на день рождения.
Но я, естественно, бьш пьян, зачем-то ему нахамил и бросил
трубку. Вот и все. Один раз мы встретились в рок-клубе.
Как говорил Зиновий Гердт в фильме "Соломенная шляпка":
"Вы еще когда-нибудь виделись с вашей женой?"
- "Да". - "Ну и что же?" - "Мы
раскланялись". Так и мы с Цоем - даже не поговорили,
вынужденно поздоровались и все...
Виктор ЦОЙ: Стихи,
документы, воспоминания. - СПб: Изд-во "Новый Геликон",
1991. Серия "Звезды рок-н-ролла", вып. 1.
Интервью со Свиньей
(М.Брук, В.Сорокин “Рокси” №5, 1982).
Это был один
из последних дней безвозвратно уходящего лета. Ощущение
подобравшейся осени с холодами, мокротами и прочими ломками
сквозило во всём. Все спешили ухватить последнее, тёплое,
торопились и путались. Идти - не идти. Стоять - не стоять.
Все вопросы решил выброшенный в магазине “Ереванский” (многим
будет полезно в качестве решения самых разнообразных вопросов
вовремя сбегать в магазин и затариться). Итак, мы пошли,
хотя.боялисъ. Седьмой этаж, дверь как дверь. Самая обычная
кнопка для звонка. Но как-то боязно прикоснуться к этому
большому, необузданному, сильному, которое может ударить
по голове бутылкой. Но уже стаканы налиты, и не по первому
разу. Мы сидим на полу в комнате, где обоев меньше, чем
плакатов с панк-звёздами. А он не так уж грозен, этот обмазанный
наполовину какашками Свинья.
- Вот так, придут
репортёры, магнитофоны требуют (магнитофон хороший - то
и дело перестаёт крутить или писать).
- Самое раннее,
что я о себе помню - сижу под столом, здесь мне уютнее всего
в высокой и большой комнате, где не переставая звучит музыка
Брубека, прелюдии Листа, Чайковский в бит-обработках. Папаше
спасибо. Этакий, сякой, нехороший (как плавно льётся речь
Свиньи, если выбросить из неё 60 процентов богатого русского
устного).
- Т.е. твоё детство
было полно музыки?
- И шампанского.
Первый раз дали в четыре года. Сказали: осторожно, оно может
ударить в голову. А вы пейте. Я вам ещё чего-нибудь наговорю.
Козлы. Но только обязательно напечатайте, что бельё я ношу
исключительно женское. Могу всё показать (и показал). А
ещё всё мое несчастное детство было испорчено тем, что меня
не взяли в детский сад. Бюрократы, падшие женщины. И просидел
я за кулисами. Матери спасибо. Наблюдал почти голых женщин
(балет). С тех пор у меня к нему страсть, любить не перелюбить
его, и так, и этак, тошнит меня от него.
- Так с чего
началось твоё увлечение музыкой?
- А ни с чего,
я вообще, как вам одноглазым хрипунам, наверное, известно,
я пою.
- А вот увлечение
панком...
- Не перебивай.
Я работал в магазине. В трудовой книжке у меня 18 мест работы.
Пришёл ко мне чу-рик один - Монозуб. И начал какую-то лапшу
на уши вешать. Ему макароны нужны были. Я дал ему макароны,
речь свою расчленил и обложил его имя со всех сторон. Он
тогда хотел организовать группу. Он ударник (этого ударника
...отовсюду, ...он, а не ударник...). Я - вокал, Севин брат
- гитарист. Собрались. У каждого своё. Кто - БЛЭК САББАТ,
кто - панк-рок. После недолгих пьяных разборок со страшным
мордобоем и боем всего остального мне пришлось самому учиться
играть на гитаре. Затем прошли четыре смены состава, и теперь
мы АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ. Чего вы все спрашиваете,
микрофон с места на место переставляете? Корреспонденты?!?!
Дерьмо вы на букву Г, а не корреспонденты, (прим. редакции:
вмешавшийся троюродный дедушка Свиньи, администратор, спас
положение фразой весьма и весьма спорной:“Они такие же корреспонденты,
как я - лётчик!” )
- Что больше
оказывает на тебя влияние: слова или музыка ПИСТОЛЗ?
- Вот чего никогда
не знал, так это английского. Буржуйский язык и люди поганые,
не люблю англичан.
- Значит, ты
пишешь тексты, совсем не зная, о чём поют они?
- Да. Разве что
такие пижоны вонючие, как вы, придут и переведут со стенки.
Расскажу одну историю. Это было, когда я в первый раз встретил
отца советского ланка Юфа, ну ещё Вольдемара и остальных.
Вы бы их назвали просто - ковбои (в плане морду начистить)
или звери. Но вот пришёл ко мне Пейдж (самка собаки) в больницу,
принёс статью о новом течении. Я думал - ничего интересного,
а начитались до того, что сидели и били бутылки об раковину.
Уборщица долго ругалась, меня чуть не выгнали из больницы.
Когда мы прочитали первую статью: “Я спускаюсь в дурно пахнущий
подвал и т.д.”, я подумал, как Маяковский в своё время:“Принимаю,
мой панк-рок”. (Беззлобный, саркастический хохот чудом не
разжиревшего человека.)
- А вот панк
в чём...?
- Панк-люди -
это там, а здесь вонючки малорослые. Там панк идёт, его
за километр видно. А наших даже в рестораны пускают.
- Но ты понимаешь,
что твоя музыка никогда и нигде не будет звучать в таком
виде (корреспонденты горячатся).
- А мы и не музыканты,
и не считаем себя ими, не позируем. Сейчас коллектив постоянный.
В армию не собираемся. Нам хорошо. Самим хорошо.
- Какого чёрта
вы соглашаетесь на концерты? Тут вся пьяная компания (кроме
Свиньи - гитарист Сева и дедушка-администратор) начинает
бурно впадать в амбицию.
- Каждому нужна
слава, чтобы доказать Ордановскому, что он дурак. Нас привлекают
популярность и деньги. Мы против буржуев. Играли вот у Троицкого.
Сначала в Москве месяц бухали у него. Собрались уезжать.
А ему взбрело в голову, чтобы мы поиграли в какой-то компании.
Чего нам - мы пьяные, бацаем всё, что нам нравится, а они
все заторчали от нашего идиотизма. Мы им в рожу плюём. Стебёмся,
а они рты открыли, заохали. Я думал, нам морду набьют, а
они охают. Козлы сипатые. А морду мне набили недавно, а
потом я набил. (Все смеются. Голос дедушки: “Простой народ
врубается и бьёт Свинье харю. А интеллигенты сопли от радости
глотают” ).
Администрация
редакции просит прощения за посылку к алкоголикам корреспондентов-алкоголиков.
- Чем вы объясняете
свою популярность?
- Тем, что вы
козлы! Сами тут припёрлись, интервью берёте, ... страдаете.
- Народ взволновался,
вот мы и пришли пролить свет, - бурчит себе под нос пьяный
гитарист Сева.
- Почему взволновался?
Просто этот идиот Троицкий посчитал, что у нас кайфовая
музыка. А музыка действительно кайфовая, мы с этим и не
спорим. Она очень проста. Все остальные хватаются за верхи,
пи-пи-пи, гу-гу-гу всякие. А принципов никто не знает. А
мы в своей музыке приёмы знаем. Технические и музыкальные,
на них и держимся. Никто лучше нас сыграть нашу музыку не
может. Однажды мой папаша, а за ним и Роттен, сказал, что
любая популярность достигается через скандал. Наливайте
ещё.
- Тебе не кажется,
что за скандал, который вы делаете на сцене, вам крепко
достанется? Вот МИФЫ, Ордановский, АКВАРИУМ когда-нибудь
выйдут в люди, а вы - нет.
- Они играют
на да, а мы на нет, поперёк этим Ордановским, Мифам и прочим
буржуйским прихвостням.
- Вот вы играете
панк-рок...
- Анархический
рок. Панк-рок там, а здесь мы только отталкиваемся от СЕКС
ПИСТОЛЗ. Они классики, а мы с них дерём. Дерём, потому что
лучше не родимся, чем они. Это действительно гениальный
вариант. То, что мы играем хуже некуда, и то, что мы настоящие
охламоны, никто не отрицает.
- Есть ориентация
на них?
- Да, прямая.
Этому охламону не наливайте. Он соображать перестал.
- Название оттуда
же?
-Да.
- Вот Майк. Он
слушает Циммермана, торчит, потом, наверное, ходит, думает,
потом по памяти поёт то же самое, но на русском. А у вас?
- А мы послушаем
СЕКС ПИСТОЛЗ, врубимся в суть. Текст не интересует. Главное
- музыка. Берём элементарные ходы, аккорды, и на этот размер
делаем русский текст. Всё откровенно (здесь, читатель, он
тебя помянул). У меня секретов нет.
- Как ты думаешь,
есть разница между панк-людьми и панк-музыкой?
- Конечно. Там
всё и вся - жертва рекламы. Попадись Роттен другому менеджеру
- и он пел бы, как Кобзон. Понял? А панк-люди - этого я
вообще не знаю. У нас чертовщина какая-то: летом панк, а
зимой в шубе.
- А вот на вас
булавки. Это зачем?
- Мы говорили
уже, что мы не панк, а анархическую музыку играем, и люди
мы не панк, а просто шалопаи. Мы просто весёлые шалопаи.
У нас в компании все клоуны, нам так весело, куда веселее,
чем любым цветным. Вот бы нам за клоунство деньги платили.
А булавки - это просто так, для понта. Поймите, мы самые
обыкновенные люди. Вот вы говорите, что мы милые, интеллигентные
(если честно, то Свинья производит впечатление действительно
интеллигента, да ещё в третьем колене, тут уж любой рок
напрасен, видно сердцевину... но, с другой стороны, выпей
с кем хочешь пять бутылок, и он покажется тебе не работягой,
а королевой Марго или графом Витте. То-то.), а мы можем
с любым мужчиной у пивнухи найти общий язык, мы и он - одно,
а интеллигентов бьём (это он врёт).
- Народ взгрустнул,
и мы явились включить, нет, пролить свет (Сева).
- Значит, ваше
искусство глубоко народно с одной стороны и носит на себе
налёт примитивизма и авангардизма, а вы говорите, что играть
совсем не тянете...
- Нудло ты сипатое,
ничего не понимаешь. Давайте ему харю намылим! (Шутка. Почти
все весело смеются.)
- Вот художник
Пиросмани был тоже народный примитивист...
- Я люблю Игги
Попа, а этот ваш - дурак, и родственники его...
- А авангард?
- Вы этого заткните,
он уже готов... Авангард?! (Все смеются.) Авангард?! (Все
смеются ещё громче.) Смешно. Я закругляюсь. Я на сцене с
микрофоном чувствую себя хозяином, хотя и здорово позирую.
Жаль, что не у нас, а в Англии вонючей пришли к СЕКС ПИСТОЛЗ.
Больше всего люблю их, Высоцкого уважаю, мне до него далеко,
хотя думаю, что он первый в России рокер. На войне Роттена
застрелил бы, как врага. Готов вступить в любой Рос, Гос,
Мое, Обл, Лен, Сельхоз - концерт, где платят деньги, причешусь
и так и эдак, но анархию оставлю. Ха-ха. Всяких гопников,
буржуйских прихвостней от музыки не уважаю очень (сильнее
было сказано). А сейчас спою вам песню.
Но не поёт, потому
что все пьяны., устали и мирно посапывают в комнате, где
нет никакой мебели, кроме драной дерюги на полу.
Хороший человек,
от которого есть что ждать.
Основная
часть материала взята с http://svinpanov.chat.ru