огромное спасибо
за помощь Марине
Олеся
Троянская
...Полтора года назад
от рака груди умерла самая легендарная и одновременно
малоизвестная российская блюзовая певица Олеся Троянская.
Ее называли «русской Дженис Джоплин» ? и абсолютно справедливо,
потому что она как живой мастодонт донесла до отечественной
рок-современности завораживающе трагический дух американского
хиппизма конца 60-х. Той, оставшейся в преданиях эпохи,
когда люди видели в самозабвенном рок-творчестве больше,
чем жизнь, и в слепом стремлении к абсолюту навеки скрывались
за ее пределами.
В начале 80-х Олеся пела в культовой
хиппистской группе романтического хард-рока, где на
басу играл нынешний лидер «Мастера» волосатый Алик Грановский.
принято считать, что студийных записей от "Смещения"
не осталось вообще, концертные все выходили чудовищного
качества из-за вечного пьянства оператора, и от великой
группы, считавшейся абсолютным выражением рок-н-ролла
в России, осталась одна эфемерная легенда. У Олеси были
все качества истинной рок-певицы в предельном выражении
? сильный голос, готовность его не беречь и форсировать
так, что его скрежет проникал в сердцевину самых заскорузлых
меломанских душ, отчаянная смелость и способность выплеснуть
на зрителя максимум любви и внутреннего огня, не оставив
себе ничего. С тем же самозабвением она отдалась наркотикам,
посчитав их непринятие мелочным страхом за свою шкуру.
Она с доверчивым азартом бросилась в красочный психоделический
мир, чтобы потом мучительно долго и с невероятным трудом
выходить из него назад, сползая с иглы через алкоголь.
Она неизбежно разрушалась, и когда после огромного ?
десятилетнего ? перерыва собрала новую группу, от былого
избыточного здоровья ? фундамента ее сногсшибательной
энергии ? не осталось и следа.
Когда у Олеси появилось подозрение
на рак и еще можно было что-то сделать, в ее культовой
квартире на улице Карла Маркса (ныне ? Старая Басманная),
месте паломничества широких масс «олдовых волосатых»,
случился пожар: посреди ночи вдруг загорелась допотопная
проводка. Олеся со своим третьим, кажется, и последним
мужем Славой Жеревчуком в одних трусах слезали вниз,
на улицу, по водосточной трубе: коридор весь горел,
и к входной двери было не подобраться. Пока Олеся со
Славой долго и неумело меняли большую сгоревшую квартиру
в центре Москвы на маленькую, но целую на окраине, рак
у Олеси очень быстро развился до неизлечимой стадии.
Со своей последней группой она
репетировала до тех пор, пока метастазы не вошли ей
в позвоночник.
Сергей Гурьев
«Московский бит», 3, 13 марта 1997г.
Интервью с Олесей
...Я училась на Дженис Джоплин.
Я училась, что этот человек либо бесится, - в легкую
так: Дженис не надо было прыгать, бегать, телесами крутить.
Ей надо было только закрыть глаза, пропеть. Ей надо
было просто что-то дать людям. Крикнуть LА!¦, взмахнуть
руками. Она, Дженис Джоплин, была, на мой взгляд, женщина
очень ленивая...¦
Когда Олеся Троянская входит на
кухню, комната словно становится больше, а Олеся меньше.
Только черные деревья за окном не меняют очертаний,
спокойно заслоняя обычный городской пейзаж.
Была в древности такая рок-группа
LСмещение¦, и было в ней молодая, полная сил вокалистка
Олеся Троянская. Казалось, впереди великое будущее,
концерты, известность на всю страну - но вся ее история
сегодня уложилось в пару строчек рок-словаря...
За прожитые с тех пор годы Олеся
словно стала миниатюрней - только голос ее, резковатый,
хриплый, бродящий в горле и всем теле, мощно рвется
наружу. Не каждую фразу ей удается сказать спокойно
- она то и дело выкрикивает слова, растягивает, выгибает
их, словно металлический лист.
Некоторые фразы Олеся не заканчивает.
А от некоторых вопросов уходит в какие-то ей одной понятные
плоскости. Раз-з - и сместилась. Куда-то в темноту.
Возникают паузы, когда на поверхности остаются странные,
брошенные слова:
LА бутылку вы НЕ?¦. LМы ее в прошлый
раз ДА, когда тебя дома НЕ, а сегодня уж, не обессудь,
опять НЕ¦.
Стены комнат в ее квартире оклеены
историческими фотографиями. Вот она вместе с Кинчевым,
оба очень молодые. Вот и Шаталин, ее бывший муж. Вот
другие исторические персонажи. Их много, все веселы
и молоды. В руках стаканы, бутылки, папиросы.
Дом кайфа.
Недавно, после многолетнего перерыва,
Олеся вновь начало выступать, поразив молодую публику
невероятно сильным исполнением блюзов из репертуара
Дженис Джоплин. А также своими собственными старыми
песнями. Никто, кроме ветеранов тусовки, и не подозревал,
что у нас есть такие блюзовые вокалистки.
...Как я отношусь к Дженис Джоплин?
Так же, какой она была в жизни. Порой я ее не понимала.
- А сейчас ты уверена, что понимаешь
ее на все сто?
- Нет, конечно! Определенно, нет.
Надо же знать ее какие-то психические нюансы... Это
психика..
- Koгда ты стала петь ее песни?
- Лет в пятнадцать.
- У тебя были тексты? Или ты пела
на слух?
- Конечно, на слух.
- А сейчас ты ее тексты знаешь?
Понимаешь, о чем там говорится? В LМерседес Бенц¦, например?
-Нет, я понимаю! Дело не в этом.
Не то, чтобы я пела Джоплин на птичьем языке совсем.
Я как Рацкевич из LРубиновой атаки¦. Он ведь тоже раньше
Lснимал¦. Просто снимал по голосу. Рацкева! Он же пел
по-английски, но он же снимал английский. Но получалось
так, что когда он пел, все думали: У! Ни фига себе!
У, как хорошо знает английский...
Но у меня нет текста. Текста в
том плане, что я могу спеть на английском, но спутать
там при этом глаза с носом или ушами.
-У тебя и сейчас этих текстов нет?
- (глубоко затягивается - пауза
- говорит смущенно) Ну, в общем, да...
- Твое восприятие этих песен как-то
менялось? От времени, от настроения? Или одну вещь ты
и одинаково считываешь всегда?
- Очень сильно менялось! Во-первых,
Дженис рано умерла. В том плане, что рано даже по нашей
жизни...
Какие-то обитатели обширной олесиной
квартиры просовываются в дверь, и Олеся на пару минут
уходит- За дверью идет, судя по всему, оживленный обмен
репликами. Олеся возвращается совершенно другая, садится
и неожиданно смотрит на МТ:
--------------------------------------------------------------------------------
Рацкевич, Владимир - лидер популярнейшей в 70-е годы
московской рок-группы LРубиновая атака¦. В настоящее
время занимается квази авангардными экспериментами в
стиле Lнью-эйдж¦; возглавляет ассоциацию современной
музыки LЛАBA¦.
--------------------------------------------------------------------------------
- Ты лучше спроси, сколько у меня
врагов.
- ...у всех, кто поет блюз...
- Я так тебе отвечу - не только
те, кто поет блюз. У меня нет врагов на самом деле.
Но они начинаются с разговора: почему я, а почему бы
не я? У нас человек не может заниматься своим делом,
понимаешь? Ему обязательно надо влезть во что полегче.
Как они думают.
с м е щ е н и е
- Когда ты впервые услышала рок-н-ролл,
ты пыталась петь эти вещи?
- Нет! Не пыталась! Потому что
тогда была слишком мала. В четвертом классе, девочке...
Ведь мальчик, это одно, а девочке, да еще в одиннадцать
лет, там нельзя даже пытаться... В общем, я сразу же
поехала в магазин, купила там пластиночку такую - там
были LГолубые гитары¦, LСамоцветы¦, а между ними была
песня LГелл¦. И вот она у меня и была.
- А в LБитлз¦ ты въезжала долго?
Или сразу расслышала, что к чему?
- К сожалению, недолго: мои одноклассники
подумали, ЧТО Я СХОЖУ С УМА. Потому что услышав в первый
раз LБитлз¦, я решила сделать такую акцию - я привела
сюда кучу девушек. Они покидали в прихожей портфели,
и я им завела LУтро на скотном дворе¦, и они сказали,
что я ненормальная. Потом мне надолго объявили бойкот:
дескать, к шизофренику не подходите.
- Ты переживала сильно?
- Не то слово - LПЕРЕЖИВАЛА¦!!
Когда с тобой весь класс не разговаривает... Это были
мучительные детские муки.
- Но ты не думала отказаться от
LБитлз¦?
- Нет, не думала. Я поняла, что
не надо связываться, жить-то в школе еще придется долго.
Я пришла и сказала: Я БОЛЬШЕ ТАК НЕ БУДУ. Я буду слушать
что-нибудь другое. Не то, чтобы меня поставили на колени,
- это просто был самый лучший вариант, потому что если
бы со мной не дружили, пинали, кидали ластиками... А
так я приходила к себе домой, слушала себе LБитлз¦,
оттягивалась.
- Кстати, о LБитлз¦. Вроде есть
такая рок-легенда, что в молодые годы вы сидели на какой-то
платформе с Кузьминым, которому было лет тринадцать,
и пели что-то типа LYesterday¦, а он на флейте играл.
Было такое дело?
- (кричит на всю кухню) Нет!! Не
было этого! То есть, это действительно правда, только
все переиначили. Мы, когда были волосатыми - в те годы,
когда я еще была малышкой совсем - поехали на 7 ноября
в Питер, как все тогда мотались, на два дня. Ночевать
нам было негде. В подъезде мы сидели - из подъезда нас
выкинули. Куда было деться? Это сейчас говорят, что
хиппи - они могли без копейки денег... Но это потом
уже развилось. Короче говоря, приехали мы в Питер, денег
нет и ночевать негде, все прокутили в кабаке. Такие
хиппи мы были. И вот Кузьмин запел на платформе этой,
не на платформе, а там, в Питере: LAngle¦!
-ААА! А-АА!
- (продолжает кричать) Никто там,
конечно, на флейте НЕ. Просто LЭнджи¦ он пел, а не играл
на флейте, а какие-то совершенно лимитческие бабы стояли
и плакали. Мы все равно уезжали, времени оставалось
много, ночевать было негде, вот мы и пели. А что там
кто-то на платформе - НЕТ.
с м е щ е н и е
- (неожиданно) А ты слышала Терри?
Как ты относишься к ней, к ее вокалу?
- Терри я знаю очень хорошо. Это
же сначала была жена Шаталина. Ну, когда он меня еще
совсем не знал... Но дело не в этом. Как вокалистку
я ее хуже знаю. Шаталин мне как-то сказал: LУ Терри
все хорошо - да, она очень хорошая певица, и джаз вокалит,
и прикалывается, - но она не может влезть в такую тусовку,
как ты, у тебя диапазон очень широкий. То есть, ты от
романсов, от каких-то блатных песен, можешь петь и рок,
и блюз, и джаз¦...
-У меня такое ощущение, что Терри
делает намеренные нарушения, очень сильные. И интонация
у нее чисто джазовая, и именно этим она, прежде всего,
отличается от других.
- Да. Отличается... Отличается
у нас у всех в мозгах, наверное. Может быть, жизнь такая
неустроенная? Бог его знает... Я даже не знаю, что сказать...
НО ПРАВИЛЬНО ЛЮБУЮ МУЗЫКУ, ты понимаешь, петь нельзя!
Вот Lот и до¦, от и до! Это уже тюрьма! Это на самом
деле клетка-клетка-клетка-клетка!
Есть нюанс - а ты думаешь: во,
слажал! Вот он может опустить смычок, во-от так, ребром,
ЧУТЬ-ЧУТЬ, влегкую, и уже будет совсем другое. Скопировать
нельзя. Играет-играет вроде человек, все нормально.
И вдруг такое пошло, и куда пошло, - и опять потом въехал
в тему. Все это очень сложно.
- А тебе не кажется, что сейчас
в нашем блюзе, Lрусском¦, или как там его назвать, сложатся
как бы два течения: чистое и грязное? То есть, одни
будут работать без нарушений, а другие напротив - Lна
нарушении¦. Или - что и произошло в некоторых других
странах - все сойдут на такой чистенький классический
блюз, приглаженный... То есть быстро образуется своя
блюзовая попса.
- Да... Наверное... Наверняка найдутся
чистоплюи, потому что блюз - он никогда не был расписан
от и до. Музыканты вообще должны крутиться от обстоятельств
Я работала в цирке и столько уматного насмотрелась.
Все эти Lот и до¦ - это же совершенно смешно! Ведь неважно,
что девка упадет в рок-н-ролле в танце, ну, каблук у
нее подвернулся, и упала. И все считают, что Lэто не
рок-н-ролл". И так же - в музыке! Мне вообще понятие
четкости (будь то в джазе, будь то в роке, харде или
спид-метал) - не нравится. Я считаю, что можно отклоняться.
Ну, если у тебя струна полетела, а играть-то нужно -
и ты должен играть.
- А Крустер, Грановский? Онихотели
как-то пробиться или они хотели просто играть? Чего
они хотели от жизни?
- Они хотели, но они все время
играли. Потом было LСмещение¦ - то есть, - я, они. С
Аликом Грановским у нас началась... Lамур¦, так скажем.
А потом все съехало на низ. Потом я ушла из команды
на месяц.
Бухали здесь сидели. Бухало было.
Я говорю - заколебали меня эти репетиции, заколебало
все. Хочу я на месяц отдохнуть. Имею я право целый год
не выступать? Пусть восемь месяцев, пусть семь месяцев?
В общем, я сломалась. ...Нет, ну дали сейшен ломовой
после этого. Но это был последний сейшен для всех. Они
не понимали, что мне за ручку ходить совершенно не интересно.
Все то Lа-а¦, Lу-у¦. Ведь надо было пережить. Потом
дали еще один концерт, ну и все. Потом расстались. Жалко,
конечно, очень жалко. Сейчас как-то созваниваемся иногда.
- (вдруг) А тебе алкоголь помогает
музыку слушать или наоборот?
- Да, очень помогает
- А наркотики? Сильно разрушается
музыка от этого?
- Да, очень.
- Она превращается в бессмыслицу?
- Она превращается не то что в
бессмыслицу, а просто тебе хочется лежать, вообще, -
Lотстаньте от меня¦. Но это мое личное мнение.
- Многие говорят, что пролетаешь
мимо, если с откоса пытаешься въехать в музыку. Она
как бы защищена.
- Нет! Там другие дела. Там хочется
куда-то идти... Вот, например, я договариваюсь с тобой
насчет опиума... нет, насчет музыки, поехать послушать.
Просто поехать. Но приезжают, вмазывают и - просто ВСЕ.
Это не то чтобы разрушает музыку, - просто хочется лечь.
Как бы я Lвыехала на дачу¦ -посмотрела, погуляла, оттянулась
день и приехала обратно. Вот такое впечатление.
- После этого нет какого-то отвращения
к музыке, все нормально воспринимаешь? Или все кажется
уже подпорченным?
- Нет, это зависит от человека.
Для кого как. Я вот переломалась почему, - потому что
это ужасная жизнь, страшная жизнь у наркоманов. Тут
три дня с похмелья побудешь - и уже вроде как живчик.
А под опиумом же ломает-кумает.
--------------------------------------------------------------------------------
Терри - ленинградская андерграундная
певица; записывалась с LДК¦ и Алексеем Вишней. Долгое
время находилась под заметным влиянием Нины Хаген. Сейчас
занимается уличным блюзом.
Шаталин, Андрей - гитарист культовой
санкт-петербургской группы LАлиса¦. В свободное от работы
время охотно играет акустические блюзы. В течение нескольких
лет был мужем Олеси.
Крустер, Грановский - соответственно,
гитарист и басист LСмещения¦ (кроме того, в группе играл
барабанщик С.Шелудченко). После распада LСмещения¦ Крустер
долгое время работал в карельской филармонии. Грановский
участвовал в первом составе LАрии¦; сейчас - в группе
LМастер¦.
--------------------------------------------------------------------------------
...Я не понимаю, почему про всех
этих рок-н-ролльщиков думают, что они Lторчат¦. Как
ни объясняй им: не может человек торченый такую музыку
делать. Не может! Но все не верят. Нет, считают, прическа
во-он какая! А очки - воще абзац.
- Ты сама сумела переломаться,
или кто-то помогал?
- Нет, никто не помогал. Меня ломало
два года, и ломало очень шибко. Я врачам не верю, меня
так с детства приучили. Алкоголь меня спас.
- Просто переключилась постепенно?
- Нет, это было не постепенно.
Это было ДЕНЬ- ВОДКА. ДЕНЬ - ВОДКА. Ребята замотались
бегать в кукольный театр мне водку доставать. По тем
временам рублей в семьсот обошлось. Это нехило. Ну,
и ничего... А потом год этого Lглумления¦ всякого. Когда
нельзя Lмашин¦ видеть, нельзя видать, как кто-то двигается:
сразу в пот тебя выносит. Психологически - ДАЙ! ДАЙ!
Но то, что пишут в разных там статьях,
я тоже смеюсь. Это вообще уникальное -кто там такое
пишет? LЯ могу отдаться...¦ Да ни фига!! Какое там Lотдасться¦,
когда сидишь скрюченная в банан и даже если тебе приносят.
ДАЖЕ! ДАЖЕ!!! Ты вообще скрюченный, вообще в банан.
Не отвечаешь, даже если твои друзья. Шугаешься первого
попавшегося. Вообще ужас. Не может этого быть - Lя за
наркотики легла на траве, пусть меня...¦ Бред какой-то.
- (указывая на стены кухни, покрытые
гравюрами в абстрактно-геометрическом спиле) Тебе такие
картинки нравятся?
-Нет.
- А какие тебе нравятся?
-Хм... Мадонна, конечно, (смотрит
изучающе) Нет, не та LМадонна¦, разумеется. И Христос.
И бабочки.
- А цвет какой у тебя любимый?
-Ой,цвет...
- (долго думает) Все-таки голубой.
А вот платье я люблю носить черное.
-Если в идеале: ты выходишь на
сцену - ты вышла бы в черном?
- Понимаешь, если бы я выходила
на сцену, я бы вышла голой...
- А если б в зале смеяться стали?
- (медленно). ..Н-да... Вот поэтому
я и не выхожу.
с м е щ е н и е
- А вот дурацкий такой вопрос,
совершенно совковый. Каково твое отноношение к событиям
19 августа?
- Да никакого!
-То есть, это событие не из твоей
вселенной
- Не-а. ...А знаешь, почему никакого?
- Давай-давай. Интересно.
- Был семнадцатый, был пятьдесят
четвертый, был шестьдесят восьмой, был этот год, когда
Брежнев к власти пришел, шестьдесят четвертый, что ли?
Потом помер, потом опять власть переменилась... Знаете,
трахала я эту политику. Сейчас пройдет еще один год,
и может перемениться что-то еще. Россия вообще, она
крутится от бесовни, на самом деле. Крутится. Как в
одной притче, где из женщины изгоняли беса, а она встала
и сказала - либо изгоните, либо я сейчас уйду в ад.
Сперва из нее изрыгались собаки, потом кровь, потом
курица, потом еще что-то, и она крутилась с бешеными
глазами перед этими апостолами, священниками... Сейчас
в России идет такое. Крутится, вертится шар голубой,
а как понять...
- То есть в фазе изрыгання собак
находимся?
- Да! И очень страшно, потому что
очень много людей заворачивается... Меня учили как?
Вот так и так. А третьего не дано. Золотая середина.
Хочешь сделать так? А ты подумай. А тут думать нечего.
Тут либо У! Либо У! У! У! (делает странные движения
руками, изображая политическую ситуацию) НИКАК абсолютно
нельзя относиться ни к политике, ни к каким другим вещам.
Надо жить, просто жить. От воли Господа нашего, (смачно
затягивается) Он, конечно, спослал на нас великую кучу...
- А какие люди тебе не нравятся
больше всего?
- Одно могу точно сказать: я не
люблю Кашпировского.
- Блюз тебе помогает жить или мешает?
Как ты ощущаешь? Тебя он не загоняет в какие-то совершенно
депрессивные углы?
- Да. Загоняет в угол... Но только
не блюз, а жизнь загоняет в угол, потому что НИЧТО НЕЛЬЗЯ.
Потому что артист на сцене - он совсем один. Одиночество...
Вот вы уйдете, а я опять тут останусь со своими... проблемами.
С музыкальными. Это намного тяжелее, нежели серьезная
работа.
с м е щ е н и е
- Бред бредом, а пять баксов, сто
рублей и три бутылки водки мне художники подарили...
с м е щ е н и е
- А ты знаешь, что блюз воспринимался
как дьявольская музыка? Одно время, в Соединенных Штатах.
-Да, знаю. Ты понимаешь, блюз воспринимался
как дьявольская музыка именно священниками. Но никогда
не воспринимался так БОГОМ! Он что говорил, Бог? LЖивите¦.
Учитесь. И добродетель ваша придет к вам. Вот и все.
с м е щ е н и е, тихий ангел пролетел
-Для тебя есть что-то общее между
блюзом и молитвой?
- Конечно,есть.
-Что?
- Нет, ну странный момент, что
значит Lчто¦? Вот когда тебе плохо, и ты один в постели,
что ты делаешь?
- Мечтаю, скажем...
- (агрессивно) Мечтаешь... Нет!
У человека есть только два жеста. Или вот так (распахивает
руки вверх и в стороны), или вот так (скрючивается).
То есть закрытие и открытие. Когда он видит кровь, он
отворачивается. Не думаю, чтобы ты мечтал, когда тебе
хреново. Прости меня, Господи. Обычно же не мечтать
приходится, ВЫТЬ ХОЧЕТСЯ. ВЫТЬ. Вот от этого, я считаю,
и возник этот: Уу-у-ууу... Появились профессионалы,
музыканты... (пауза, потом говорит, почти плача) Блюз
- это когда тебе действительно плохо.
- А реакция зала для тебя имеет
значение?
- Конечно. Конечно, имеет! Как
для любого артиста. Он врет себе, если говорит, что
не имеет. Там получается золотая середина. Получается,
я вам, вы мне. Я вам! Вы - мне!.. Как на качелях...
Не было такого никогда и не будет: только я - вам. Да
еще кто-то гнусно поет каким-то голосом из зала. Очень
трудно. Но ты должен поднять этих людей, сжать до последнего,
пока не раскачаешь. И когда будет триумф... да... ты
будешь счастлив вдвойне.
- А ты не была на концертах Патриции
Каас? Там произошел примерно такой же случай. Именно
это нарушение связи с залом, потому что назад она получала
НОЛЬ! Тем не менее, она ухитрялась как-то существовать
в этом, пребывая в каком-то странном состоянии. Мне
было очень жалко человека.
- Это тебе жалко. А я могу сказать
тебе другое: она выступила у нас как Людмила Зыкина.
Эти певцы совершенно не реагируют на LЯ-Вам-Вы-Мне¦.
То есть она приехала сюда потусоваться, получить бабок
и все. Да, она думала, что будет триумф, а триумфа не
было, она, конечно, Lрасстроилась¦, хотелось бы больше
эмоций-хреноций. А этого ничего не удалось, в общем-то,
И она, конечно, уехала из такой неприятной страны.
-Но ты считаешь, что у нее в песне
все искусственное, что это театр?
- Конечно, искусственное! Ее же
просто создали. Она сама искусственная. И французы,
и американцы, они любят создавать себе символ.
- А в России что сейчас символ?
Вот Людмила Зыкина, она была символом той, ушедшей России...
- Ой, Господи! Спроси что-нибудь
полегче. Ну не Петрова же эта, конечно! У которой рожа
- во! LКакъ батька собралси гулять¦. Глазки во! Прямо
в жиру плавают. И делает вид, что рассказывает сказку.
Это что? Пора покончить с этим шовинизмом. Это же ужасно!
Символ... Понимаешь, скажи на памятник
какой-то, скажут, она националистка. Скажи на соборы
- скажут, что идиотка. Скажи на каменные наши дома?
...Символ... Символ... Да дерево рядом с моим домом.
У окна здесь. Ни-че-го больше символического нет. Дерево,
сколько я его вижу, все тридцать пять лет, оно все растет
и растет. Как выйдешь в кухню, оно как в лесу. Оно как
зацветает, так вообще как в лесу. Вообще ничего не видно...
--------------------------------------------------------------------------------
Во дворе у Олеси стоит Мерседес
Бенц. Серебристый, но у соседнего подъезда. Господь,
который все слышит, даже блюзы, - чуть ошибся.
Смещение метров на тридцать.