Ленинград (а ныне – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ) изначально считался
и считается столицей рок-н-ролла в СССР (а ныне – СНГ).
Этот город является революционным не только в политическом
смысле, но и во всех остальных аспектах. Коснулось это и
музыки. Именно здесь зародился русский рок – направление,
свойственное только нашей стране. Но сейчас мы поговорим
именно о классическом рок-н-ролле. Первые ростки настоящего
движения этой музыки приходятся на середину-конец 80-х г.г.
Именно в это время культовой группой стала всем известная
рокабилли-банда “Stray Cats” и под её воздействием в городе
на Неве стали образовываться местные рок-банды. Наиболее
известной и примечательной стала группа “Swindlers”. Исполнение
было англоязычное как и полагается в классическом рок-н-ролле.
Всё-таки русский язык настолько глубок и могуч, что заставляет
обращать на себя особое внимание при исполнении, а далеко
не все могут написать более-менее достойный текст и от этого
портится общее впечатление о песне. Поэтому основная масса
отечественных рокабилли групп продолжает петь на английском.
Этот язык как раз примитивен и не требует глубокого познания.
Позднее
образовались в Ленинграде и другие группы – “ Starlings”
(единственная группа,где вокалисткой была девушка), “Sunstrokers”,
“Stunning Jivesweets”. Но наибольший рокабилльный бум, Питер
пережил в начале 90-х. Встретить на улице молодого человека
в “косухе”, “казаках” и с коком на голове было обычным явлением.
Особенно подбавил масла в огонь, вышедший в то время голливудский
фильм “Плакса” (“Cry-Baby”) с Джонни Деппом в главной роли.
Картина-мюзикл о начале 50-х г.г. Самое начала зарождения
рок-н-ролла. Фильм стал поистине культовым и не было практически
ни одного человека кто не посмотрел бы этот фильм. За ним
последовали “Книга Любви” и “Крик”(“Shout”) с участием легендарного
рок-н-ролльщика Джона Траволты. Питер был во власти рок-н-ролла.
К тому времени русский рок уже сдал свои позиции и вышел
на большую попсовую сцену. Рокабилли и сайко стали именно
той музыкой, которая и представляла собой глоток свежего
воздуха. Банды стали размножаться как угорелые: “Scary B.O.O.M.”,
“Attrackars”, “Screaming Balls”, “Rattling Shakers”, “Rockin’
Wild Cat” и многие другие. Центральным местом всех событий
стал легендарный клуб на Малом пр. В.О. “ТАМ-ТАМ”. Именно
здесь собиралась вся ,так называемая, экстремальная молодёжь.
Здесь проходили концерты самых разных групп самых разных
стилей. Несмотря на то, что заведение внешне отличалось
ужасающей обстановкой для простого обывателя, но внутри
всегда можно было встретить интересную личность.
Так,
когда Жанна Агузарова приезжала в Петербург вместе с “Браво”
для концертов – она предложила заглянуть в этот клуб. В
“Там-Таме” музыканты не удержались и выступили с незаплонированным
концертом после чего Евгений Хавтан сказал :”Такое может
случится только раз! И это было здорово!” Среди местных
команд здесь всегда пользовалась успехом сайкобилли-банда
“Attrackars”. Их незабвенная кавер-версия “Собаки Баскервилей”
из одноимённого легендарного питерского кинофильма про Шерлока
Холмса, до сих пор вспоминается с ностальгией. К сожалению,
эта команда распалась в 1994 году и сейчас её лидер организовал
рок-н-ролльную группу “Rattle Snakes”, которая с успехом
выступает и по сей день. Но в то время было несомненно интереснее.
Когда власти во главе с омерзительным Собчаком закрыли клуб
"Там-Там”, все встречи перенеслись на какое-то время
в ИНДИ-клуб на ст. метро “Пролетарская”. Там еженедельно
проходили рок-н-ролльные дансинги местного радио-шоу “Старый
Чемодан”, которое выходило каждую неделю по воскресеньям
по питерскому радио “Балтика”. В июле 1993 года здесь выступали
с концертами техасские хилл-билли “HighNoon”. Но когда и
этот клуб закрыли, центральным местом стал салун “Money
Honey”, что и по сей день находится в Апраксином Дворе.
В то время, 1993-95 г.г. он был поистине культовым местом
встреч. Именно там прославилась банда “Mad Fish”, которая
вошла в историю как одна из лучших отечественных рокабилли-банд.
Туда же приезжала с концертом единственная в Москве настоящая
рокабилли-банда “Crazy Men Crazy”. Здесь хотели выступить,
сюда хотели прийти – хотя местечко было очень тесным и совсем
некомфортабельным. Но постепенно сюда чаще и чаще стали
приходить люди, которые не могли отличить рокабилли от сайкобилли,
классический рок-н-ролл от русского рока, кантри от буги-вуги.
Бум спадал, а подрастающее поколение забивало свои головы
тем, что им впихивали ТВ и радио. Вот сейчас мы пожинаем
плоды, когда юные создания от 14 до 19 (иногда и страше)
сходят с ума и тупеют слушая педерастический “Муммий Тролль”
или что-то в этом роде. К слову сказать, такой тупой попсовой
группы никогда не могло бы появиться или прижиться в Питере.
Потому что Питер – это прежде всего дух, а Москва – деньги.
И благодаря этому Петербург оставил в себе свою самобытность.
Но жизнь продолжается. Группы продолжают играть и создаваться,
хоть и не с такой скоростью и страстью как раньше. Однако
временем доказано, что рок-н-ролл музыка вечная и если она
на время и уходит со звёздного небосклона, то это только
на время.
Сейчас Петербург переживает свои не лучшие времена, потому
как особенно усилилось давление со стороны лже-столицы Москвы,
которая старается изо всех сил втоптать в грязь того, кто
по статусу и значению определённо стоит выше неё, но против
истины не попрёшь и посему Питер никому никогда не удавалось
сломить в отличие от той же Москвы. И рок-н-ролл здесь несмотря
на все трудности продолжает жить и развиваться. Концерты
проходят каждый день в самых разных клубах. Одним словом
– всё живёт и развивается, готовясь к золотому Веку Санкт-Петербурга,
которому в 2003 году исполнится ровно 300 лет !
Станислав Думов
"Молодёжь и Время" . 1998