Настя Захарова
Отечественная рок-музыка перешла в разряд "коммерческого
искусства"
Русский рок долго и упорно не желал становиться на коммерческие
рельсы. Так уж исторически сложилось, что отечественные
рокеры причисляли себя в меньшей степени к профессиональным
музыкантам и в большей - к профессиональным революционерам.
А потому рок-жанр с момента зарождения непременно находился
либо в глубоком подполье, либо на высоченных баррикадах.
Звездным часом для рокеров стала эра Горбачева. На каждую
пядь, отвоеванную демократией у тоталитаризма, следовала
бурная рок-реакция. Случалось, что в безудержной жажде перемен
рокеры даже опережали паровоз Перестройки. Но звездный час
русского рока едва не стал его последним часом: в один прекрасный
момент в страну мощным потоком хлынула качественнейшая западная
рок-музыка. Музыкальные вкусы слушателей и их запросы росли
как на дрожжах. А все, что могли предложить наши музыканты,
по-прежнему сводилось к неопрятным "косухам",
трем аккордам, примитивной аранжировке и однообразной патетике
текстов. Нужно было срочно что-то менять, и менять серьезно.
Тем более что за хорошую музыку наконец стали платить хорошие
деньги, и на рок-рынок вышла целая армия молодых, и дерзких,
и... непрофессиональных. Давно утративший революционность
слушатель ошалел от шквала рок-невнятицы. Но вновь сработали
рыночные законы, и рок оказался в руках менеджеров, способных
кормить народ доброкачественным продуктом и при этом заработать
неплохие деньги.
На Западе роль музыкального фильтра традиционно выполняли
радиостанции, производившие первичную селекцию рок-материала,
пригодного для эфира. Но на пути к эфиру между музыкантами
и программными директорами радиостанций имеется еще одно
звено: всевозможные продюсеры, менеджеры, администраторы
и импресарио.
В
1994 году на должность программного директора российско-американской
станции "Максимум" заступил Михаил Козырев. Он
придумал фестиваль "Максидром" и создал стиль
"Максимум". В 1998 году Козырев открыл "Наше
радио", на котором должна была звучать только "качественная"
музыка исключительно на русском языке. Ну в крайнем случае
на украинском или молдавском. Сегодня через его руки проходит
около 90 процентов отечественной гитарной музыки. О том,
что представляет собой русский рок сегодня, куда он движется
и как выглядит изнутри процесс изготовления отечественных
рок-идолов, Михаил Козырев рассказал "Итогам".
- Теперешний рок абсолютно непохож на самого себя в период
перестройки. Нет ли у вас ностальгии по тем временам?
- Ностальгии однозначно нет. Действительно, тогда музыка
играла в жизни этой страны гораздо большую роль, несла тягу
к свободе, огромный энергетический заряд. Я до сих пор преклоняюсь
перед людьми, которые фактически помогли разрушить прежний
строй. Но нельзя вечно жить воспоминаниями, во всем мире
наступила совершенно другая эпоха. На Западе сейчас тоже
стонут по поводу того, что были когда-то такие монстры,
как Rolling Stones и Beatles, а сейчас, мол, все измельчало.
На самом деле Radiohead не виноваты в том, что появились
в 90-е годы, а не в 60-70-е. Появись они раньше, быть бы
им Beatles.
Мне нынешние времена нравятся, и я не согласен с Артемом
Троицким, который называет их "эпохой тотального маркетинга"
и считает, что это плохо. Это хорошо, потому что любая конкуренция
поднимает планку качества продукта.
- Когда в русском роке появилось понятие продюсерства?
- В русском роке продюсирование как таковое еще практически
не развилось. Оно пышным цветом цветет в поп-музыке. Здесь
завязка на творческое кредо самого артиста очень невелика.
Поп-продюсер платит за текст одному автору, за музыку -
другому. Далее обеспечивается качественная запись и аранжировка.
А то, что получится, вкладывается в уста красивому мальчику
или девочке. Получается, что продюсер, являясь единым звеном,
связывающим между собой все эти элементы, находится в очень
выгодном положении.
В роке, музыке живой и авторской, связь конечного продукта
с личностью артиста гораздо сильнее. Рок-музыкант - это
человек, которому очень непросто указать: это ты делаешь
не так. Каждое его произведение рождается в муках. Продюсер
рок-коллектива должен обладать двойным чутьем и тактом,
умением правильно общаться с артистом. При этом он должен
уметь облекать то, что делают музыканты, в какой-то удобоваримый
продукт, который можно выпустить на рынок. Людей, работающих
в области рок-музыки, которых аргументированно можно назвать
продюсерами, можно пересчитать по пальцам одной руки. Это
Дима Гройсман, продюсер группы "Чайф". Саша Пономарев,
он же Хип, который долгое время занимался группой "Наутилус
Помпилиус", потом взял в подопечные "Сплин"
и "Би-2". Иннокентий Минеев, занимающийся "Чичериной".
В Питере есть тандем Игорь Гудков - Антон Соя, занимающийся
"МультFильмами", "Кукрыниксами" и Михаилом
Башаковым, в Киеве - Виталий Климов, способствовавший успеху
"Океана Эльзы", в Молдавии - Игорь Дынга, который
занимается командой Zdob Si Zdub.
- Радиостанции играют серьезную роль в продвижении того
или иного исполнителя. Можно ли назвать ротацию их песен
на радио единственным шансом для начинающего коллектива?
-
Сегодня радио - это, пожалуй, самый реальный и не требующий
затрат шанс. Для того чтобы попасть на телевидение, нужны
деньги на съемку видеоклипа и на размещение его на платных
телеканалах. Как правило, у начинающих групп денег нет.
Для того чтобы попасть на радио, нужно просто написать песню,
которая подойдет для эфира. Но здесь адская конкуренция.
Мне приходится каждую неделю отслушивать по 50 пластинок,
большинство из которых представляет собой творчество 15-летних
мальчиков, воображающих себя Куртами Кобейнами. Они рвут
струны и считают, что главное - заунывным голосом промяукать,
что их никто не понимает и не любит и весь мир - дерьмо.
Основная их проблема в том, что желание писать сильно превышает
уровень их культурного развития.
Подчеркну один важный момент. Настоящие таланты, с которыми
мне приходилось встречаться, были настолько независимы и
уверены в себе, что ротация на радио не имела для них особого
значения. Они просто делали свое дело, играли концерты и
становились все более популярными. Очень яркий пример -
группа "Король и Шут". Их до сих пор не играет
ни одна питерская радиостанция, в Москве их ставим в эфир
только мы, а команда, несмотря ни на что, собирает стадионы.
Просто собрались ребята, уверенные в том, что они делают,
выработали свой стиль, придумали образ и несколько лет играли
концерты. Сначала в клубах, потом на больших площадках,
затем их начали приглашать на фестивали. У таких коллективов
популярность - самая истинная, на нее не сильно влияют ротация
на радиостанциях и наличие видеоклипов.
- Молодые музыканты считают радио чуть ли не единственным
шансом для себя. И зачастую специально подгоняют свои произведения
под тот или иной формат.
- Не скажу, что я этому рад. Меня несколько известных людей
в этом обвиняют - Артем Троицкий и Юра Шевчук накинулись
на меня за то, что сложился некий "наш" стандарт
и многие музыканты из кожи вон лезут, чтобы вместить свое
творчество в эти рамки. Я просто пытаюсь выбрать для станции
такое звучание, которое считаю нужным, что подходит под
выработанную концепцию.
Но доля правды в том, что говорят Троицкий и Шевчук, есть.
9/10 из того, что я слушаю, - это монотонное графоманство.
Но всем этим людям нужно объяснять, почему их песни не доходят
до эфира. Они обижаются, считают нас злыми, коварными выкормышами
шоу-бизнеса, которые глушат таланты. И, избрав более легкую
для себя позицию, музыканты начинают подстраиваться под
формат. Порой им это даже удается. Но мы все-таки стараемся
дать дорогу тем, кто реально талантлив, а таких немного.
- Помимо раскрутки на радио, у начинающих безденежных музыкантов
есть еще один шанс представить свое творчество публике:
выступления на фестивалях, на одной сцене со звездами. Такой
стартовой площадкой является "Нашествие". Расскажите
об истории создания фестиваля.
-
Идея создания открытого фестиваля витала в воздухе уже давно.
Проблема была лишь в том, чтобы найти достойного партнера,
который мог бы все правильно организовать. С любым залом
экономика рассчитывается легче, заранее можно предположить,
сколько человек посетит концерт. Легко просчитываются доход
и объем затрат. Открытый фестиваль - это уравнение с бесчисленными
неизвестными. Непонятно, сколько народу может приехать,
и приедет ли кто-нибудь вообще, сколько еды и пива завозить,
сколько ставить туалетов. Решение о создании подобного фестиваля
было принято нами в считанные часы - удалось договориться
с директором ипподрома "Раменское", что он не
возражает против такой оргии. Хотя самое первое "Нашествие"
прошло в "Горбушке".
Нам нужно было отличаться и от "Максидрома",
и от "Крыльев". Мы решили сделать фестиваль, открывающий
новые имена, дать возможность неизвестным группам, у которых
и на радио-то песен нет, выйти на огромную площадку перед
гигантским количеством людей вместе с рок-звездами.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития русского
шоу-бизнеса? Есть ли у нас шанс достигнуть западного уровня?
- Конечно, я верю в то, что шанс есть, иначе вообще не
имело бы смысла тратить на это время, поскольку музыкальный
бизнес - не самая прибыльная индустрия. Существуют два фактора,
тормозящих вхождение России в цивилизованный рынок. Во-первых,
это монополии на ТВ-каналах. На телевидении есть несколько
групп, которые берут деньги за прокрутку клипов и показывают
только своих артистов. С этим нужно заканчивать. Если в
ближайшее время ситуация изменится, то наш шоу-бизнес определенно
станет более цивилизованным.
Второй фактор - это аудиопиратство. Корень проблемы в том,
что ни звукозаписывающие компании, ни артисты не могут заработать
на выпуске альбомов приличных денег. На каждую легальную
пластинку, например, Земфиры продается десять нелегальных.
И только когда в высших эшелонах государства кто-нибудь
заинтересуется этой проблемой как на уровне законодательном,
так и на уровне организационном, только тогда легальный
бизнес начнет приносить нормальный доход, а артисты начнут
получать серьезные гонорары с тиражей пластинок.
источник:"Итоги"