18
апреля 1955 года родился человек, впоследствии в корне изменивший
представление о советской рок-н-ролльной музыке. Его звали Михаил
"Майк" Науменко.
Майк был тем человеком, который не мог быть неискренним. Он
всегда пел о насущном и отражал в песнях свое настроение. Майк
и его "Зоопарк" играл так профессионально и так тонко,
что человек, понимающий его нежную музыку, хочет еще и еще включать
пластинку этого по-настоящему великого человека. Он не жил,
он выживал в советской России, ему не надо было быть популярным,
ему надо было лишь, чтобы его понимали.
Майк Науменко умер 27 августа 1991 года...
Детство и юношеские годы
Майк Науменко родился весною, 18 апреля 1955
года в Ленинграде. Родители Майка были коренными ленинградцами,
отец – преподаватель технического вуза; мать – библиотечный
работник. Главой семьи, главным воспитателем, да и авторитетом
Майка была бабушка. Бабушка была культурным и очень образованным
человеком, а главное – она любила детей, понимала их и всегда
находила с ними общий язык. Майк очень рано научился читать,
в 5 лет. В детском саду, куда он стал ходить в 6 лет, он был
по поручению воспитательницы постоянным чтецом.
Майк учился в школе с усиленным изучением английского
языка, поэтому после окончания школы Майк знал английский очень
хорошо, и вполне мог бы поступить на филологический факультет
университета, однако такого желания не выявил. Углубление и
расширение знания языка было у Миши всегда связано с его увлечениями.
Он прочитал, перевел, законспектировал такое количество литературы,
что был уже авторитетным специалистом по теории и истории рок
музыки.
После школы Майк поступил в инженерно - строительный
институт. Миша сдал вступительные экзамены вполне успешно, благополучно
прошла и зимняя сессия. То есть учебу в институте Майк начал
хорошо и спокойно. Ему нравилась студенческая жизнь, менее строгий,
чем в школе режим, стипендия. Но учился он просто по инерции,
безо всякого интереса. С грехом пополам, с двумя академическими
отпусками, под нажимом родителей он протянул четыре курса и
бросил институт, когда ему оставалось до окончания всего полтора
года.
К музыке лет до пятнадцати Майк был абсолютно
равнодушен. Миша в детстве никогда не пел, не участвовал в художественной
самодеятельности и вообще терпеть не мог не каких публичных
выступлений перед гостями или в школе.
Магнитофон
и гитару родители купили Мише к шестнадцателетию, т.е. в 1971
году, когда вся молодежь этим увлекалась. Свою первую гитару,
очень недорогую и, вероятно, не очень хорошую, он любил нежно
и преданно. Играть на гитаре он учился самостоятельно, хотя,
возможно, на первых порах ему помогал кто-то и друзей. Причем
здесь Майк проявил свойственные ему терпение, прилежание и настойчивость.
Он долго не знал нотной грамоты, но всегда отказывался пойти
в музыкальную школу. Майк почему-то считал это совершенно ненужным
и даже вредным.
Первые рок-н-рольные опыты
Майк начал интересоваться музыкой в школе,
где он начал слушать диски Roling Stones, The Beatles, Jefferson
Airplane, собирал западные статьи про T.Rex, Doors, D. Bowie.
Под их влиянием Майк начал сочинять песни на английском языке
и пробовал играть с различными составами.
О его музыкальных занятиях "дозоопарковского"
периода известно немного: еще школьником сочинял песни на английском,
но так и не донес их до сцены, в начале 1977 недолго играл в
"СОЮЗЕ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК" Владимира Козлова.
В 1977—79 периодически сотрудничал с "АКВАРИУМОМ"
в качестве приглашенного электрического гитариста, выступал
под шуточным названием "ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА
ИМЕНИ ЧАКА БЕРРИ" с репертуаром из классических рок-н-роллов.
А летом 1979 совершил турне по деревням Вологодской
области в составе группы "КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ" (что
великолепно описано в повести Вячеслава Зорина "Незамкнутый
круг").
В середине 1978 Майк вместе с лидером "АКВАРИУМА"
Борисом Гребенщиковым записал акустический альбом "Все
братья — сестры". Две гитары и губная гармошка записывались
прямо на берегу Невы на микрофон старого магнитофона "Электроника
302". Половину песен пел Майк, половину БГ. Качество записи
было устрашающее.
Летом 1980 года при поддержке БГ и гитариста
Вячеслава Зорина в студии Ленинградского Большого Театра Кукол
Майк записывает свой первый сольный акустический альбом "Сладкая
N и другие". Из записанных 32 песен в альбом вошли лишь
15. Альбом быстро разошелся по стране и Науменко стали называть
"ленинградским Бобом Диланом".
Организация "Зоопарка"
Осенью 1980 он наконец-то собрал собственную
группу, не без оглядки на "АКВАРИУМ", назвав ее "ЗООПАРКОМ".
Первыми были приглашены два музыканта студенческой группы "ПРОЩАЙ,
ЧЕРНЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК" Александр Храбунов (гитара) и Андрей
Данилов (барабаны), а затем по рекомендации был приглашен басист
Илья Куликов из группы "МАКИ". Они начали репетировать
в ноябре 1980, в следующем году были приняты в рок-клуб, а весной
дали свой первый концерт с программой из песен Майка, вызвавший
бурную, хотя и неоднозначную реакцию публики.
На
протяжении трех лет "ЗООПАРК" регулярно выступал дома
и выезжал в Москву, где Майк поначалу пользовался гораздо большим
успехом, нежели в Ленинграде, был почему-то воспринят тамошней
публикой как панк, несколько раз выступал в сопровождении музыкантов
группы "ДК" и сделал концертный альбом “Blues de Moscou”.
В Питере за это время Науменко сыграл гитарное соло на дебютном
концерте группы "КИНО" в марте 1981.
В 1982 году Майк при помощи друзей записывает
альбом “LV” (55 - год рождения Майка). Альбом отличается музыкальным
разнообразием и пародийной направленностью, и изобилует посвящениями
питерским музыкантам.
В следующем году Майк записал на студии "АнТроп"
альбом "Уездный город N"(1983), заглавную песню которого
14 минутную балладу, называют "энциклопедией нашей жизни".
Альбом "Белая полоса" (1984) сделал
имя Майка и его песни известными всей стране.
1-й рок-фестиваль
В мае 1983, на 1-м фестивале рок-клуба, в составе
"ЗООПАРКА" появился пианист и певец Александр Донских,
успевший до этого сменить множество групп — от "ДЛИННОЙ
ДИСТАНЦИИ", которая в середине 70-х годов блистала на концертах
в честь дней рождения участников BEATLES до официозно-филармонических
"ЗЕМЛЯН". Хотя выступление "ЗООПАРКА" оказалось
неровным, и группа не стала лауреатом, сам Майк получил приз
за лучшие тексты. К следующей зиме оригинальный состав группы
распался.
В марте 1984 Науменко и Храбунов появились
на сцене клуба в сопровождении ритм-секции "АКВАРИУМА":
Михаил Васильев (бас) и Петр Трощенков (барабаны). Васильев,
который в ту пору фактически покинул "АКВАРИУМ", играл
в "ЗООПАРКЕ" до конца года, а Трощенкова в апреле
сменил лучший барабанщик города Евгений Губерман (экс-"АКВАРИУМ",
"АВГУСТ"), с которым Майк играл еще в легендарной
"ГРУППИРОВКЕ".
2-й рок-фестиваль
Выступление "ЗООПАРКА" на 2-м Ленинградском
рок-фестивале стало одним из его центральных событий, однако
начатая в то время Министерством культуры кампания против самодеятельного
рока, инспирированная провокационными статьями композитора Александра
Морозова в "Комсомольской правде" и В. Власова в Ленинградской
"Смене", несомненно, повлияла на решение жюри, хотя
группа получила приз зрительских симпатий и специальный приз,
учрежденный Оптическим институтом. По иронии судьбы, лауреатом
стала группа "СЕКРЕТ", исполнившая на фестивале песню
Майка "Мажорный рок-н-ролл" и не скрывавшая своего
восхищения его музыкой.
Летом 1984 Андрей Тропилло записал, как оказалось
впоследствии, последний студийный альбом группы "Белая
Полоса", на котором играли басист "АКВАРИУМА"
Александр Титов и барабанщик "СЕКРЕТА" Алексей Мурашов.
В ноябре 1984 Майк и Храбунов сыграли один концерт, усиленные
ритм-секцией "АЛИСЫ" (Святослав Задерий — бас и Михаил
Нефедов — барабаны), но этот альянс тоже оказался непрочным
и "ЗООПАРК" пропал на девять месяцев. Лишь в августе
1985 поиски подходящих музыкантов временно завершились, и на
сцену вышел новый "ЗООПАРК", включавший Сергея Тессюля
(экс-"ЗЕНИТ") и Валерия Кирилова (в разное время игравшего
всюду — от хардового "ПЕПЛА" до эстрадной "КАЛИНКИ").
4-й рок-фестиваль
Следующей весной "ЗООПАРК" вновь
удивил (а то и смутил) многих, появившись на сцене 4-го рок-фестиваля
в сопровождении эффектного вокального трио (Донских, Наталья
Шишкина и Галина Скигина) и клавишника Андрея Муратова, который
в свое время начинал с Кириловым в джаз-роковой группе "ВОЛШЕБНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ". Шикарные аранжировки, легкая театрализация,
стилизованный под манеру ду-уоп вокал — старые поклонники "ЗООПАРКА"
были раздосадованы, новые — заинтригованы, а жюри — очаровано,
вследствие чего группа впервые получила лауреатское звание.
Эта версия просуществовала год, сделала ряд разрозненных записей
для радио и распалась в мае 1987.
В сентябре 1987 "ЗООПАРК" выступил
на Всесоюзном рок-фестивале в Подольске, много гастролировал
по стране — на каком-то этапе он был самой концертирующей группой
рок-клуба, а возможно, и всей страны. В 1988 Тропилло выпустил
на пластинке слегка урезанную версию альбома "Белая полоса".
В апреле того же года Муратов ушел в "ДДТ", и "ЗООПАРК"
вернулся к составу квартета, хотя активность группы с этого
момента начала резко снижаться. Осенью 1988 с ними репетировал,
но так и не присоединился экс-гитарист "МИФОВ" Александр
Новиков.
За 88-90 годы Майк исколесил всю Россию, и,
несмотря на то, что группа давно не меняла свой репертуар, практически
везде на его концертах был полный зал. Как писала в то время
пресса, "Зоопарк" стал чемпионом Ленинградского Рок-клуба
по количеству концертов в год, обогнав даже "Аквариум"
и "Кино".
Фильм "Буги-вуги каждый день"
В начале 1990 режиссер Александр Киселев снял
на Ленинградской студии документальных фильмов посвященную "ЗООПАРКУ"
ленту "Буги-вуги каждый день", для которой группа
записала несколько своих ранее не издававшихся номеров (позднее
вошедших в альбом "Музыка к фильму"). Спад широкого
интереса к рок-н-роллу, а с ним и гастрольной активности, плюс
нараставшие проблемы практически вывели "ЗООПАРК"
из игры: попытка Андрея Тропилло (летом 1989 избранного директором
Ленинградской студии грамзаписи) привести группу в студию так
не увенчалась успехом.
В
мае с "ЗООПАРКОМ" вновь расстался Куликов, а басистом
стал Наиль Кадыров из группы "ПОЧТА", которая аккомпанировала
Юрию Морозову и записала в конце 80-х годов два интересных магнитофонных
альбома. 14 марта 1991 Майк Науменко в последний раз появился
на сцене, исполнив в сопровождении "АКВАРИУМА" свой
Пригородный блюз на фестивале, посвященном 10-летию Ленинградского
рок-клуба. Летом 1991 московский инди-лейбл "Эрио"
выпустил на пластинке альбом Майка Науменко "LV" (записанный
в 1982 Игорем "Панкером" Гудковым).
Смерть
Умер Майк 27 августа 1991 года. Умер в Ленинграде,
в своей комнате в коммуналке на улице Разъезжей. Врачи зафиксировали
смерть от кровоизлияния в мозг. Он не дожил всего двух месяцев
до 10-летия группы.